Вочман Ни - Особая благодать и богатство благодати

Автор, исполнитель, и тд 

Категории: 

Вопрос:какова причина нищеты в жизни христианина?

Ответ:в Откровении Иоанна 3 гл. сказано: "А не знаешь, что ты несчастен и жалок и нищ..." Слова эти обращены к Лаодикийской церк­ви. Нищета, о которой здесь речь, побуждает нас к размышлениям и к выводу, что у этой церкви не было никаких запасов.  Поэтому совершенно ясно, что речь здесь не о временном, преходящем недостатке, а о длительном нищенском состоянии.

Основная трудность

Многие христиане бедствуют.  Они зависят от временных даров бла­годати, постоянный приток даров благодати  им так и не известен. Дело Божие в нашей жизни - это исключительно дело благодати. Если отнять у нас благодать, тогда в нашей жизни не останется ничего, кроме зияющей пустоты. Это факт, который так и следует просто признать. Но фактом является также и то обстоятельство, что благодать Божия проявляется в нашей жизни в постоянно возрастающей мере, в противном случае мы зависели бы от каких-то особых проявлений её, чтобы пребывать в воле Его. Богу совсем не угодно, чтобы дети Его жили  в нищите. Он хотел бы, чтобы мы обладали в своей жизни обиль­ным запасом благодати.

У многих людей нет никакого запаса, поэтому Господь предлагает нам пост и молитву. Когда ученики Его в одном совершенно определённом случае спросили Его, почему они так и не смогли изгнать беса из одержимого отрока, которого злой дух жестоко мучил, Спаситель ответил им, что эта немощь изгоняется только постом и молитвой. Не подвергая себя очень строгому режиму, мы всё же жаждем особых проявлений и даров благодати. Для тех, кто только недавно принял Господа, такое состояние не является ненормальным, но если мы уже два или три года принадлежим Господу и всё ещё зависим от подобного опыта, то это явный признак того, что мы бедны и даже нищи.

Что такое богатство?

Богатство - это прямая противоположность нищите и бедности. Быть духовно богатым - значит обладать запасом благодати. Той жизни, которой в течение многих лет Бог неизменно сообщал Свою благодать, чужда всякая нищета. Эта нищета изгоняется из неё избытком благодати.

Недавно  некоторые из нас рассуждали о  посланиях Апостола Павла к Коринфянам. Лично я вполне убеждён, что в этих посланиях более чем где-либо в Новом Завете, содержится подлинное откровение о жиз­ни христианина. Павел представлен в нём просто человеком. В своём послании к Римлянам он открывает нам глубины спасительной благодати; в послании к Ефесянам нам представляется возможность заглянуть в глубочайшее откровение; однако всё то, что он излагает в послании к Коринфянам, позволяет, прежде всего, узнать его  самого, потому что здесь он доверительно открывает нам своё сердце и говорит о себе.

Многие не в состоянии служить Словом Божиим, не получив особо­го откровения. Как только они лишаются новых откровений, служение их прекращается, они оказываются в состоянии застоя, так как откровение является источником всей их проповеди. Совершенно ясно, что мы нуждаемся в откровении, когда нам предстоит служение Словом, однако прошу вас, не забывайте того факта, что откровение не подаётся нам непрестанно. Даже Апостолы не располагали постоянным и не­престанным откровением, в том числе даже такой человек, как Павел. Часто он просто опасался высказывать всё то, чему сам верил, не получив прежде на то нового слова от Господа. Это в высшей степени удивительно. Но вот он таким образом обосновывает своё поведение, заявляя, почему он все-таки решается высказывать свой собственный взгляд в каком-то определённом вопросе: "Я не имею повеления от Господа, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным". Итак, Павел ясно заявляет, что он предлагает верующим свой собственный совет. Он совсем не утверждает, что ему даровано было в каком-то определённом вопросе особое откровение; он так просто и заявляет, что выражает свой собственный взгляд на вещи. Как страшно, что в течение многих столетий многие богословы подвергали сомнениям эти выражения, но сам Павел хорошо знал, что он говорил верующим. Он вынужден был порою высказывать своё собственное мнение о духовных вопросах, не получив ещё от Господа прямого и непосредственного откровения. Говорить в таких обстоятельствах для многих других равносильно было бы проявлять гордыню, но не для такого человека, как Павел. Те христиане, которые получают только ту меру благодати, которая вполне соответствует их определённому положению, вынуждены всегда ожидать особого слова от Господа, прежде чем смогут высказать свою мысль. Но сказанное не относится к Павлу. Тайна его лич­ного положения заключалась в постоянном возрастании меры благодати в его личной жизни.

В Павле мы встречаем человека, который более, нежели однажды, заявлял, что он не получал особого повеления от Господа (1Кор.7,6; 12,25), тем не менее, однако, он высказывал, и не ошибаясь, свой собственный взгляд. Сказав всё, что касалось какого-то особого во­проса, он снова возвращался к тому обстоятельству, что это только его собственный взгляд на вещи и собственный совет. Поэтому он и заканчивает выражение своих мыслей замечанием: "А думаю, что и я имею Духа Божьего" (1 Кор. 7,40).

Самим замечательным в этих высказываниях Павла является то обстоятельство, что, хотя он говорил Слово Божие не  получив прежде этого Слова от Господа, он тем не менее находился под постоянным водительством Духа Святого, а потому и непроизвольно выражал волю Божию. Некоторые христиане слишком торопятся, заявляя, что именно Дух Святой побуждает их сказать то или иное слово. Они вполне даже убеждёны, что говорят слова Божии. Но я опасаюсь, что эти христиа­не только обнаруживают таким образом, как ужасно они бедны. Бога­тый христианин готов от полноты благодати провозглашать волю Божию, не гордясь, что он именно является трубой Божией. Богатому христианину нет нужды ожидать чего-то нового, чтобы затем, получив свет относительно какого-то вопроса, произносить новое пророчество. Только тот христианин, который в течение минувших лет не накопил никакого богатства, опасается говорить, не имея никакой увереннос­ти, что то, что он говорит, даровано ему было свыше в своё время и в своем месте.

Основной принцип

Павел был человеком, обладавшим откровением Божиим, однако, когда мы встречаемся с ним, мы наталкиваемся в его жизни на что-то, чего он удостоился или достиг не только через откровение. В тече­ние многих лет он следовал за Господом и в течение этих лет не грешил и не терпел поражений, постоянно и все более обогащаясь духовным богатством. С течением времени он достиг такого состояния, что, встретившись с какой-то нуждой, он тотчас же мог произнести прино­сящее решение слово. Какого откровения духовного роста в человечес­кой жизни мы удостаиваемся в том случае, когда Павел раскрывает перед нами свою жизнь в посланиях к Коринфянам! Он заявляет, что  высказывает лишь свой собственный взгляд, не получив от Господа особого откровения, и всё же мы замечаем, что слова его являются поистине откровением Божиим для Церкви. Получается так, будто человек произносит свои собственные слова, но вот эти слова начертаны в Библии, как Слово Божие. Вот так мы подходим к тем превознесён­ным высотам, к которым способна привести человека благодать Божия в Новом Завете. Перед нами человеческая жизнь, в которой Бог трудился годами. Он непрестанно формировал её и очищал, пока в собственной природе этого человека не образовалось что-то новое.

Вот это и есть богатство. Это результат долголетней и непрерывной деятельности Божией в человеческой жизни. Но образовался он не в силу особых проявлений благодати в определённых ситуациях.

Я всякий раз исполняюсь великой болью, когда встречаю братьев и сестер, которые очень опираются на какой-то особый духовный опыт, в силу которого они, пренебрегая временной помощью, которую дарует им такой опыт, подвергают себя такому образу жизни, который является просто нехристианским. Какая же нищенская жизнь обнаруживается в таком случае! Добавлю, что все мы были бы крайне бедны, если бы Бог отнял у нас Свою благодать, но как верно это, так и не менее верно и то, что существует непрестанная деятельность Его благодати, которая, как только мы откликнемся ей навстречу, тотчас же изменит нашу естественную природную сущность. Если бы эта благодать не вошла глубоко в нашу жизнь, мы никак не устояли бы во время испытаний. Если мы духовно бедны, это значит, что истощается сила нашей веры; если молитвы наши остаются без ответа, небо над нами становится медным и как будто свидетельствует о том, что Бог оставил нас. И если даже в общении с верующими, а также с помощью других средств благодати вы получаете только временные побуждения, вы неизбежно подвергнете себя одному за другим пораже­ниям. Напротив, если в течение многих лет вы  день за днём накапливали сокровища богатства, то и вам придётся пройти через испытания, какими бы продолжительными они ни оказались для вас, но вы выйде­те, из них победителями.

Вопрос:как мы приобретаем это богатство?

Ответ:к этому принципиально важному вопросу я хотел бы добавить ещё следующее.

1.       Весьма важным моментом является время.

Могу ли я непосредственно обратиться к младшим среди вас братьям? Вы, наверное, думаете, что вы богаты, но никто из вас не является ещё подлинно богатым. И нам даже казалось, что некоторые из младших братьев духовно опередили старших; однако когда нам пришлось недавно проповедовать в Футшоу и говорить там о более глубоких вещах, мы сделали удивительное открытие, а именно: что многие из блестящих молодых людей обладают весьма незначительными познаниями, которые основываются на практическом опыте. Не следует ли мне сегодня побудить младших из ваших сотрудников к раздумьям о том, что они никак не могут располагать ещё более значитель­ными духовными богатствами? Не гордитесь! Гордость - это чистейшее безумие. Вам следует чётко сознавать, что для достижения цели вам необходимо ещё пройти продолжительный путь. И эту цель вы достигнете только в том случае, если вы разрешите духу Святому день за днём совершать в вашей жизни то дело, благодаря которому вы заново сформируете себя и заново обоснуетесь. В этом отношении            фак­тору времени принадлежит величайшее значение.

2. Испытания  - это второй важный фактор.

Очень многие в свои истекшие годы не накопили никаких богатств, потому что в своё время пренебрегли водительством Духа Святого, Который готов был помочь им пройти через предложенные им испытания. Некоторые христиане "ухитряются" день за днём, и так целыми годами, жить таким образом, чтобы не оказаться хотя бы однажды под водительство Духа Святого. Они, как будто играя, идут по жизни. Другие живут в суровых обстоятельствах, которые не становятся со временем более терпимыми, но вот ДyxСвятой твёрдой рукой проводит их через эти обстоятельства. Так случается, что очень многие христиане с течением времени просто незначительно продвигаются вперёд, потому что в сравнении с другими они почти не встречают трудностей. Более того, если бы у них было достаточно времени, чтобы размышлять и пости­гать духовные вещи, то они обнаружили бы в своей жизни почти пол­ное отсутствие наказаний, которые могли бы обеспечить им духовное богатство. Вот поэтому будем высоко ценить те обстоятельства, в ко­торые Бог вводит нас, и не станем отчаиваться. Следовательно, ка­кие бы трудности мы не встретили, цель их такова, чтобы духовно обогатить нас. Чем более неприемлемостей мы встречаем в своей жиз­ни, это значит, что тем более предлагается нам возможностей для духовного роста, а это значит, что только таким образом мы приоб­ретём способность понести другим Слово Жизни. Богатство в служении словом, в проповеди всегда находится в прямой зависимости от наших испытаний, через которые нам надлежало пройти. Детям Божиим в состо­янии послужить только тем, что сами мы приобрели благодаря личному опыту. Только в этом случае мы в состоянии сообщить им, чему Бог научил нас в практической жизни. Но этого в свою очередь нельзя приобрести с помощью познания, приобретаемого простым изучением вопроса; оно приобретается только тогда, когда Дух Святой проводит нас через такие обстоятельства, которые Бог прямо-таки создал для нашего наставления.

Я надеюсь поэтому, что мы, научившись следовать за Господом, не будем небрежными в  своей повседневной жизни. Во всех неудачах и разочарованиях, которые мы переживаем, постараемся увидеть руку Господа, а потому, склоняясь пред Ним в благодарности и поклонении, согласимся, что в основе всех этих обстоятельств заключается Его святое намерение обогатить нас.

Один брат полагал, что у него поистине сильная вера, пока однажды он не заболел. Но в этом испытании ему пришлось уяснить себе, как фактически слаба была его вера. Но так как он добровольно принял это испытание, то Господь повёл его таким образом, что он начал постигать, что, собственно, означает упование на Бога. Без трудностей мы никак не осознаем своих недостатков и не научимся в простоте сердца зависеть только от Него и быть всецело послушными Ему. Итак, встречаясь с каждой очередной трудностью, благодарите Господа за представившуюся вам возможность узнать что-то новое у Него. Каждый удар, который извне наносят нам часто по расчёту, предоставляет нам новую возможность для внутренних приобретений. И если вы правильно воспользуетесь представившимися вам благоприятными возможностями, то вы сможете приобщиться к благодати Его во всё возрастающей мере, пока достаточным образом не обогатитесь  для служения в своей церкви. Пусть не соблазняет вас мысль, что бо­лее основательное обучение лучше приспособит вас для более обильно­го служения словом. Благодаря обучению вы сможете приобрести более обширный словарный запас, но словарное богатство не является соответствующей заменой духовному богатству, а духовное богатство, как известно, нельзя приобрести из книг. Обучаясь многому, вы можете умножить свои постигаемые разумом знания, тогда вы, наверное, станете считать себя достаточно богатыми, только знайте, что словарное богатство еще более обнажит вашу духовную бедность. Духовное богатство достигается определяемым Богом путём,  чтобы приобрести его, нам следует пройти путями многих скорбей.

3.       Целеустремленность - это следующий важный момент.

Следует также обратить внимание, что не только весьма важно проходить с течением времени через обилие испытаний, но столь же важно поставить перед собой в жизни ясную цель. Нам необходимо че­рез постигающие нас испытания придти к определённой цели. Библия предельно чётко уясняет нам, что Бог постоянно заботится о нашей жизни и не прерывает её до того, пока человек не достигнет поставленной Господом цели. На тех путях, которые Бог предложил Иову, случилось так, что у него увели всех волов и ослов, но всё это не привело, однако, Иова к поставленной для него Богом цели. Затем огонь пожрал его овец ипастухов, но и это не привело Иова туда, где Бог хотел видеть его; не достигла поставленной цели и смерть его сыновей и дочерей. И сам он не вышел очищенным из испытания даже тогда, когда страшная проказа покрыла его от подошвы ног до темени головы. И все же наступил, наконец, день, когда уста его в крайнем подчинении Богу умолкли; это был тот момент, когда испытания Иова, наконец, закончились победой. Иаков называет этот момент в своём послании исходом, который приготовил ему Господь! Итак, мы можем видеть, что центр тяжести жизни заключается не во множестве испытаний, а в цели, которой достигает через них Господь.

В этом отношении следовало бы обратить внимание на один весьма серьёзный факт. Прежде всего, мы не в состоянии бесконечно проходить через испытания. Заметим, что мы очень часто напрасно теряем время и напрасно страдаем, тогда, как Бог действительно хотел бы достичь Своей цели в нас. Это, правда, трагедия, но согласимся и с тем, что не всегда действия Божии достигают в нас того, что из нас получается благопотребный Владыке сосуд. Действительно, глину формирует ру­ка горшечника, она способна изготовлять из неё сосуд, а затем вновь переделывать его, но этот сосуд должен ещё пройти через огонь, а вот после огня от него могут остаться бесполезные черепки, не больше. Мы, бесспорно, надеемся, что время, которое Бог предоставляет нам, и те испытания, которым Он подвергает нас, все же достигнут в нас своей цели - и мы в итоге окажемся "сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело".

Иов не только проходил через многие испытания; наступил день, когда Бог вновь начал трудиться над ним, и эти действия Божии произвели в этом человеке основополагающие изменения. В основе всех  действий Божиих не только намерение одарять нас Его жизнью, чтобы приготовить нас к бедствиям часа; Он хочет ещё обновить нас посред­ством Своей пребывающей в нас жизни. Для всех нас, бесспорно, установленный факт, что старого творения нельзя изменить, вот поэтому его и следует пригвоздить ко кресту. Точно так же бесспорным фактом является и то, что мы носим теперь в себе новое творение, нового че­ловека. Далее Слово Божие говорит о таком факте, который содейству­ет нашему преобразованию посредством новой вложенной в нас жизни. Человек действительно может быть преобразован и по существу измениться. Различие между христианином и не христианином состоит не только в новой жизни, которой христианин уже обладает, а не христианин еще не имеет, но и в том, что вследствие деятельности внутренне присущей ему жизни от Бога изменяется собственная первоначальная приро­да христианина. Если какой-то человек в течение какого-то времени живет вместе с другим человеком, в нём происходят некоторые переме­ны. Если же это так, тогда было бы поистине удивительно, если бы с течением времени не наступило никаких перемен там, где человек жи­вёт с Богом.

Мы хотели бы видеть это принципиальное преобразование во всех душах, которые получили жизнь от Бога. Мы надеемся, что благодаря пребывающему в нас Духу Божиему день за днем непрестанно совершает­ся это преобразование, чтобы нам быть благопотребными Ему и чтобы то, чем мы обладаем, мы могли еще сообщить другим. Мы стремимся не только к тому, чтобы достичь большего познания Слова Божьего. Заглянув глубже в жизнь ап. Павла,  мы надеемся скорее не только побольше узнать о нём, а научиться тому, как нам следовать за Господом и служить Ему, возвещая Его слово и совершая также служение другим.

Попутно хотелось бы высказать ещё несколько мыслей о внутреннем свете. Духовно богатым христианином является тот, дух которого просветлен в самой высокой мере. То, чему он учился изо дня в день на протяжении определённого отрезка времени, принимает в его жизни вполне определённые формы, и всё это можно изложить в таких словах, которые для других явятся несомненным обогащением жизни. Это тот путь становления, который превращает нас в уполномоченных глашатаев Слова Божьего. Часто случается так, что под рукой Его мы приходим в замешательство, так что даже мы не в состоянии понять того, что с нами происходит, но как только обращение Его достигает в нас ожидаемого Им результата, Он дарует нам тотчас же полнейшую внут­реннюю ясность. Благодаря нашему согласованию с Его образом действий мы верою и в послушании достигаем зрелости. Тогда-то необходи­мо, о чём мы читаем в Откр.3 гл. становится действительностью в нашей жизни: "Советую тебе купить... глазную мазь, чтобы помазать глаза твои, чтобы видеть".

Вопрос:существует ли разница между упомянутым просветлением и откровением?

Ответ:да, просветление - это что-то другое. Этот свет стано­вится нашим уделом только благодаря откровению, но это не внешний свет, это внутренний свет. Проявлению этого света в нас препятст­вует пренебрежение послушанием.

Вопрос:сочетается ли немедленное повиновение с немедленным принятием из руки Господней того, что бы Он ни послал, или же это не так?

Ответ:да, это верно. Но как раз в этом отношении необходимо, полагаю, что-то понять из того, как реагирует Дух Святой.

Дух Святой действует в жизни верующего не только таким образом, что постоянно предъявляет ему требования; Он воздействует на не­го также и извне через обстоятельства, которые представляются Ему соответствующими в сочетании с более тесными обстоятельствами жиз­ни верующего, взирая на ту цель, которой следует достигать. Если случится даже так, что верующий почему-то воспротивится такому водительству, Дух Святой тогда так образует его обстоятельства, чтобы они непременно содействовали достижению  Его цели в жизни верую­щего, и это распределение обстоятельств свыше неизбежно приведёт к безошибочному повиновению его. Он действует в жизни до тех пор, пока верующий просто повинуется Ему и даже в том случае, если этот верующий в каком-то отношении не хочет согласоваться с Ним. Если  вы, и те среди вас, что уже давно принадлежат Господу, обратитесь к своему прошлому, вы непременно вспомните моменты, когда вы сразу повиновались Господу, как только Он сказал вам Своё слово. Но вы можете вспомнить и другие моменты, когда Он говорил, а вы всё-таки не проявляли послушания Ему, однако спустя какое-то время и вы соглашались с необходимостью идти путем повиновения Господу. Порою, вы можете сопротивляться воле Господней и даже проявлять нас­тойчивое сопротивление, но вот вдруг это же сопротивление исчеза­ет каким-то странным образом. Таков тот плод, который производит в вас господство Духа Святого в нашей жизни. Возблагодарим же Духа Святого за то, как Он направляет нашу жизнь даже и тогда, когда нам так трудно повиноваться Ему, когда мы как будто не в состоянии верить; наступит, несомненно, день, когда исчезнет всякое сопро­тивление с нашей стороны, и мы простым сердцем доверимся Господу. Таково то неутомимое действие Духа Святого, которое достигло тако­го преобразования в нас. У  Него имеются средства достичь в нас недостающего нам повиновения.

Господство Духа Святого осуществляется двумя путями. Одним из них состоит в таком формировании наших обстоятельств, чтобы через них мы пришли к добровольному повиновению Ему. Другой путь выража­ется в действиях, которые стремятся исправить в нашей жизни наши недостатки, влияя на нас таким образом, что мы, несмотря на своё сопротивление, всё же в итоге будем послушны Ему.

Один из братьев был особенно привязан к деньгам. Дух Божий пос­тоянно занимался его делами, а он тем более возмущался теми испытаниями, которым Господь подвергал его и  тем сильнее хватался за деньги. Итог сегодня таков, что у этого брата исчезла теперь вся­кая любовь к деньгам. Как это произошло, он и сам не знает. Однажды он только спросил меня: "Что представляется тебе лучшим: быть ли ппослушным и отказаться от денег, или же оставаться непослушным и потерять деньги?" Я ответил ему: единственное, что в своё время зачтётся нам, чтобы деньги окончательно потеряли для тебя свою прежнюю силу притяжения. А как это случится, безразлично!" Будем же просить Бога о милости скорее быть вполне послушными Ему. Тогда уже не нужны будут наказания, тогда мы очень скоро придём к цели. В обоих случаях деятельность Духа Святого бесконечно драго­ценна.

Вопрос:Как же скоро мы можем научиться повиновению?

Ответ:Если Дух Святой побуждает вас к этому, тогда мы очень скоро начнём повиноваться; когда же Он действует через внешние обстоятельства, тогда потребуется гораздо больше времени, пока Он достигнет Своей цели в нас. В последнем случае Он до тех пор занимается вопросом нашего сопротивления, пока не наступит внутренняя перемена и пока не исчезнет всякое сопротивление.

Учитывая наше нынешнее состояние, возможно ли нам вообще дос­тичь поставленной цели нашим Богом? Как же нам фактически достичь столь высокого состояния, которое описано в 4 и 5 главах послания к Ефесянам? Какая надежда заключается для нас в необходимости прид­ти "в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова"? Какая надежда существует для Церк­ви, чтобы оказаться пред Христом "славной Церковью, не имеющей пятна или порока"? Да, такая надежда существует, потому что Дух Святой непрестанно трудится, чтобы привести нас к цели, также и внешние обстоятельства, определяя их соответственно каждому верующему и подчиняя всё этой Своей цели.

Господство Духа Святого является дивной реальностью. В нашей жизни существует слишком много различных вещей, которые оказывают сопротивление намерениям Божиим, а среди них существуют и такие, отказаться от которых нам очень трудно и думается, что даже невозможно, но вот все же наступает день, когда мы действительно убеждаемся, что всякое сопротивление Богу совершенно исчезло.  Водительство свыше всеми нашими путями достигает этого. Какое же это славное Евангелие! Как дивно, когда христианин считается с господст­вом Духа Святого, которое возмещает нам все, в чем мы нуждаемся.

Тема / Теги: благодать